Е.В. Розанкова (ЭКЦ МВД России)
Исследование текстов, выполненных лицами пожилого и старческого возраста, проводится по традиционной методике исследования буквенных текстов, без учета специфических признаков (как диагностических, так и идентификационных), характерных для выполнения текстов лицами именно такого возраста. Такой подход значительно затрудняет идентификацию текстов, особенно при отсутствии образцов почерка предполагаемого исполнителя, относящихся к периоду исполнения исследуемого текста, или когда образцы почерка предполагаемого исполнителя представляются со значительным разрывом во времени с исследуемой рукописью.
Кроме того, важным обстоятельством является факт выполнения текстов лицами пожилого и старческого возраста в мононормальных условиях, т.е. под действием «сбивающих» факторов, к которым, например, относятся как возрастные изменения, так и им сопутствующие заболевания, оказывающие влияние на почерк исполнителя.
Указанные обстоятельства должны учитываться экспертами при решении такого рода задач.
Первый уровень решения. На этом уровне решения почерковедческих задач у эксперта складываются мотивированные версии - диагностическая и идентификационная, основанные на визуальном изучении исследуемой рукописи и образцов.
Первый и второй этапы этого уровня (ознакомление со всеми материалами, поступившими на экспертизу, осмотр и предварительное изучение исследуемой рукописи) лишь в очень редких случаях позволяют выдвинуть мотивированную версию о конкретном «сбивающем» факторе. Чаще всего это возможно лишь при наличии опыта работы с экспериментальным массивом рукописей, выполненных под воздействием этого фактора. Это относится и к выдвижению версии о выполнении текста лицом пожилого или старческого возраста.
Основанием для выдвижения этой версии могут служить (помимо общих признаков, характерных для необычности вообще) такие признаки, как нарушение координации движений 1-й группы, выраженное в угловатости и изломах сгибательных движений, большом (или от среднего до большого) нажиме (чаще при слабой его дифференцированности), преобладающем левоокружном направлении движений при выполнении дугообразных элементов, а также следующие частные признаки:
• низкое размещение точки окончания движений при выполнении 2-го элемента буквы «т» (при его значительной протяженности) в двухэлементном варианте буквы;
• выраженное правоокружное направление движений при выполнении 2-го элемента буквы «к»;
• размещение движений при выполнении верхней части 2-го элемента буквы «я» (овала) выше верхних частей рядом стоящих букв.
В этом случае анализ материалов дела и сведений, имеющихся в постановлении следователя или определении суда, также может дать основания для выдвижения версии о возрастных изменениях исполнителя исследуемой рукописи.
На третьем этапе первого уровня проводят осмотр и изучение сравнительного материала.
Особенностью этого этапа является проверка образцов на сопоставимость по времени выполнения с исследуемым документом, поскольку процессы старения могут быстро прогрессировать, часто сопровождаться возникновением (ухудшением) заболеваний, оказывающих влияние на почерк (например, атеросклероз сосудов, ухудшение зрения и т.п.). Поэтому желательно иметь информацию о состоянии здоровья исполнителя исследуемой рукописи.
На четвертом этапе проводят предварительное сравнение и оценивают его результаты. Предварительное сравнение имеет существенное значение для решения как диагностической, так и идентификационной задачи. Возрастные изменения в организме исполнителя текста относятся, как отмечалось выше, к мононормальным условиям, поэтому при наличии сопоставимых по времени образцов положительную идентификационную версию подтверждает совпадение как диагностических (общих и частных), так и идентификационных признаков.
Формирование общей и частных версий происходит на пятом этапе исследования. Особенностью этого этапа является необходимость учитывать возможность влияния на почерк исполнителя каких-то дополнительных факторов, носящих временный характер. Например, тексты завещания (запись «Ф.И.О.») пишутся часто тяжелобольными людьми, лежа. Это может внести дополнительные изменения в признаки почерка исполнителя. Различия же их с признаками, проявившимися в образцах, в этом случае могут оказаться несущественными для решения идентификационной задачи.
Указанные моменты должны учитываться на шестом этапе первого уровня для планирования дальнейшего исследования.
Второй уровень решения начинается с этапа определения условий выполнения рукописи.
Остальные этапы второго уровня исследования в принципе не отличаются от решения других задач в отношении текстов. Однако при оценке результатов сравнения необходимо иметь в виду, что в случае отсутствия в распоряжении эксперта образцов, близких по времени к моменту выполнения исследуемой рукописи (при положительном идентификационном выводе) эксперт может наблюдать различия не только в отдельных частных признаках, но и в конструкциях букв. Это связано с тем, что разрушение навыка письма приводит к утрате разнообразия движений, а в почерке исполнителя остается ограниченное количество наиболее простых (для него) и устойчивых привычных движений, которые со временем вытесняют конструкции, характерные для пишущего в более молодом возрасте.